Цикловая комиссия «Теория музыки» (сегодня – «Музыковедение»)
создана в 1969 году, в год открытия Гродненского музыкального училища. В
1995 году согласно приказу директора училища были созданы две цикловые
комиссии, каждая со своими специфическими учебно-методическими целями
и задачами: «Теория музыки» и «Музыковедение». С 2022-2023 учебного
года комиссии вновь объединены.
На цикловой комиссии работают два кабинета – элементарной теории
музыки, гармонии, сольфеджио и полифонии (зав. кабинетом
Н.Ю.Гапличник) и музыкальной литературы, музыкального фольклора,
анализа музыкальных произведений (зав. кабинетом Н.С.Колдаева). В рамках
внеклассной работы под руководством С.А.Колчановой многие годы
функционирует научно-студенческое общество.
Преподавателями комиссии активно ведется педагогическая,
музыкально-просветительская, научная, методическая и воспитательная
работа. С целью повышения уровня знаний и интереса учащихся к комплексу
изучаемых дисциплин цикловая комиссия ежегодно проводит олимпиады и
конкурсы, концертно-лекционные программы, успешно принимает участие в
республиканских и международных творческих проектах.

Гапличник Наталья Юрьевна (председатель цикловой комиссии)
магистр искусствоведения
С отличием окончила Белорусскую государственную академию музыки
(2003, класс кандидата искусствоведения, доцента Т.А.Титовой). В 2018 г. –
магистратуру Гродненского государственного университета имени Янки
Купалы (кафедра «Хорового дирижирования и вокала»), защитив
диссертацию на тему «Церковно-певческая культура Православной Церкви
на территории Гродненщины конца XVIII – начала XX веков». В настоящее
время обучается в аспирантуре Белорусского государственного университета
культуры и искусств (класс доктора искусствоведения, профессора
Л.А.Густовой-Рунцо).
С 2007 г. является регентом хора храма в честь Собора Всех
Белорусских Святых г.Гродно. За это время коллектив 12 раз становился
лауреатом международных фестивалей-конкурсов, выступал в
Государственной академической капелле г.Санкт-Петербурга, дал сольный
концерт в Рахманиновском зале Московской государственной консерватории
имени П.И.Чайковского в рамках III Международного хорового конгресса,
посвященного 150-летию консерватории.
Преподаватель высшей педагогической категории (2013). В 2021 г.
возглавляла цикловую комиссию «Теория музыки». Заведующая учебным
кабинетом элементарной теории музыки, гармонии, сольфеджио. Преподает
элементарную теорию музыки, сольфеджио, гармонию, методику
преподавания предмета сольфеджио в ДШИ, педагогическую практику
преподавания предмета сольфеджио в ДШИ. В колледже работает с 2003 г.

Гурьева Ольга Валерьевна
Окончила Гродненское музыкальное училище и Гродненский
государственный университет имени Янки Купалы. Основное место работы –Гродненская детская школа искусств имени Антония Тизенгауза.
Преподаватель высшей педагогической категории. В колледже преподает
педагогическую практику преподавания музыкальной литературы в ДШИ. В
колледже работает с 2022 г. (совместитель).

Двужильная Инесса Фёдоровна
кандидат искусствоведения, доцент
Окончила Белорусскую государственную консерваторию (1992).
Кандидат искусствоведения (2006, тема диссертации «Американский
музыкальный минимализм в художественной культуре второй половины ХХ
века»), доцент, лауреат Международного конкурса (2005), лауреат премии
им. А.И. Дубко (2015). Преподаватель высшей педагогической категории
(1994). Доцент (2012). Награждена Почетной грамотой Совета Министров
Республики Беларусь (2012), Нагрудным знаком Министерства культуры
Республики Беларусь «За уклад у развiцце культуры Беларусi» (2019).
Автор семи книг, в том числе монографий «Американский
музыкальный минимализм» (2010), «Тема Холокоста в академической
музыке» (2016), учебных пособий для студентов колледжей («Очерки о
зарубежной музыке ХХ века» /2000/, «Беларуская музычная літаратура»
/2012/, в соавторстве с Ковшик С.В.); типовых учебных программ для
ССУЗов искусства и культуры, многочисленных статей, посвященных
современной музыке, еврейской культуре и Холокосту, опубликованных в
разных странах Европы. Выступала на научных конференциях в Беларуси,
России, Украине, Польше, Литве, Латвии, Израиле, Австрии,
Великобритании. Прошла стажировки в России, Израиле, Франции,
Германии. В настоящее время – докторант Белорусской академии музыки,
работает над докторской диссертацией «Тема Холокоста в музыкальной
культуре Беларуси, Украины, России».
Преподает мировую музыкальную литературу, белорусскую
музыкальную литературу, лекторскую практику, факультативные курсы. В
колледже работает с 2004 г.

Каптюг Маргарита Викторовна
Окончила Астраханскую государственную консерваторию (1984),
защитив дипломную работу под руководством доктора искусствоведения,
профессора Л.В.Саввиной на тему «Проблема жанра ermusik П.Хиндемита».
С 1995 по 2007 гг. являлась председателем цикловой комиссии «Теория
музыки». Преподаватель высшей педагогической категории (2007).
Преподает элементарную теорию музыки, сольфеджио, гармонию. В
колледже работает с 1989 г.

Козловская Нина Павловна
Окончила Таджикский государственный институт искусств (1980). С
2008 по 2020 гг. являлась председателем цикловой комиссии «Теория
музыки». С 2019 по 2022 гг. – методист колледжа. Преподаватель высшей
педагогической категории (2009). Преподает элементарную теорию музыки, сольфеджио, гармонию, педагогическую практику преподавания предмета
сольфеджио в ДШИ. В колледже работает с 1982 г.

Колдаева Наталья Сергеевна
Окончила Белорусскую государственную академию музыки (2022),
защитив дипломную работу под руководством кандидата искусствоведения,
доцента Э.А.Олейниковой на тему «Претворение прозы И.С.Тургенева в
творчестве русских композиторов конца XIX – начала XX века (на материале
опер «Клара Милич» А.Д.Кастальского, «Дворянское гнездо»
В.И.Ребикова)». Заведующая кабинетом музыкальной литературы,
музыкального фольклора, анализа музыкальных произведений. Преподает
элементарную теорию музыки, сольфеджио, музыкальный фольклор,
мировую музыкальную литературу. В колледже работает с 2022 г.

Колчанова Светлана Андреевна
Окончила Белорусскую государственную консерваторию им.
Луначарского (1972). Старейший и опытный педагог Гродненского
государственного музыкального колледжа, преподаватель высшей
педагогической категории (1991). Руководит научным студенческим
обществом учащихся специальности «Музыковедение». Со времени создания
и по 2021 г. руководила цикловой комиссией «Музыковедение». Воспитала
более 200 учеников-музыковедов, среди которых кандидаты
искусствоведения, доценты, педагоги ВУЗов Беларуси и ряда зарубежных
стран. Автор типовых учебных программ, научных статей, книг. Награждена
премией имени А.И.Дубко (2007), персональной надбавкой президента
Республики Беларусь за высокие достижения в пропаганде музыкально-
просветительской работы. Среди многочисленных областных и
республиканских грамот, последняя – Почётная грамота Президиума
Верховного совета Республики Беларусь.
Преподает мировую музыкальную литературу, анализ музыкальных
произведений, методику преподавания предмета «Музыкальная литература в
ДШИ», основы музыкальной критики.

Милай Екатерина Викторовна
Окончила Белорусскую государственную академию музыки (2003),
защитив дипломную работу под руководством кандидата искусствоведения,
доцента Р.Н.Аладовой на тему «Жанр мессы в белорусской музыке конца XX
века». Преподаватель высшей педагогической категории (2018). Преподает
мировую музыкальную литературу, белорусскую музыкальную литературу.
В колледже работает с 2003 г.

Пескин Аркадий Борисович
кандидат искусствоведения, доцент
Окончил Белорусскую государственную консерваторию им.
Луначарского (1979). В 2012 г. защитил диссертацию на соискание степени
кандидата искусствоведения на тему «Взаимодействие голосов и пластов
фактуры в условиях новотональных и новомодальных систем (на материале белорусской музыки второй половины XX века)» (научный руководитель –
доктор искусствоведения, профессор Н.В.Шиманский). Доцент (2017).
Составитель трех типовых учебных программ, автор более 30 научных
статей, в частности опубликованных в материалах международных и
республиканских конференций. Преподаватель высшей педагогической
категории (1994). Преподает элементарную теорию музыки, сольфеджио,
гармонию, полифонию. В колледже работает с 1979 г.

Петрова Любовь Сергеевна
Окончила Белорусскую государственную академию музыки (кафедра
истории музыки, 2011) и магистратуру (2012), защитив под руководством
кандидата искусствоведения, доцента Э.А.Олейниковой диссертацию на тему
«Мифологическая образность в опере Н.А.Римского-Корсакова «Млада»».
Преподает мировую музыкальную литературу. В колледже работает с 2019 г.

Семёнчик Людмила Александровна
Окончила Белорусскую государственную академию музыки (2020),
защитив дипломную работу под руководством кандидата искусствоведения,
доцента Л.А.Волковой на тему «Месса и мистерия в белорусской музыке
конца XX – начала XXI веков: к проблеме современной трактовки
традиционных жанров». Стипендиат фонда президента Республики Беларусь
по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов (2020). Является
автором ряда статей, посвященных музыке белорусских композиторов XX –
XXI вв., опубликованных в материалах международных и республиканских
конференций. В 2021 г. году возглавляла цикловую комиссию
«Музыковедение». Куратор учебной группы. Преподаватель второй
педагогической категории (2022). Преподает элементарную теорию музыки,
сольфеджио, гармонию, анализ музыкальных произведений,
инструментоведение. В колледже работает с 2020 г.

Сущеня Елена Дмитриевна
кандидат искусствоведения
Окончила Ленинградскую государственную консерваторию им.
Н.А.Римского-Корсакова (1986), в 2004 году – аспирантуру Белорусской
государственной академии музыки (кафедра теории музыки), защитив под
руководством кандидата искусствоведения, доцента Т.А.Титовой
диссертацию на соискание степени кандидата искусствоведения
«Многоместный цикл как музыкально-художественный феномен в
творчестве Оливье Мессина». Заместитель директора по учебной работе,
кандидат искусствоведения, преподаватель высшей педагогической
категории (1999). Автор научных статей, посвященных творчеству
О.Мессиана. Рецензент магистерских и кандидатских диссертаций, типовых
программ и учебных пособий.
Преподает элементарную теорию музыки, сольфеджио, гармонию,
полифонию. В колледже работает с 1986 г.

Шахова Наталья Николаевна

Окончила Белорусскую государственную консерваторию им.
Луначарского (1992). Заведующая музыкально-теоретическим отделением,
учитель по классу музыкально-теоретических дисциплин ДМШИ №2 г.
Гродно. Преподаватель высшей педагогической категории (2002). Является
автором действующей программы-конспекта для детских музыкальных
школ, музыкальных отделений детских школ искусств по учебной
дисциплине «Сольфеджио». Преподает методику преподавания предмета
сольфеджио в ДШИ, педагогическую практику преподавания предмета
сольфеджио в ДШИ. В колледже работает с 2003 г. (совместитель).

Многие выпускники цикловой комиссии разных лет защитили
диссертации и получили степень кандидата наук:
1) Соколова Лариса Панфиловна, кандидат искусствоведения,
профессор кафедры музыковедения и композиции ФГБОУ ВПО
«Государственный музыкально-педагогический институт им.
М.М.Ипполитова-Иванова». Тема диссертации: «Теоретические проблемы
советской музыкальной критики на современном этапе» (Ленинград, 1984).
2) Гудей-Каштальян Вера Григорьевна, кандидат искусствоведения
(1999), доцент (2005); член Белорусского союза композиторов и
Белорусского союза музыкальных деятелей. Тема диссертации:
«Композиционно-драматургические особенности белорусского балета как
жанра музыкально-театрального искусства» (Минск, БГАМ, 1999).
3) Двужильная Инесса Федоровна, кандидат искусствоведения (2006),
доцент (2012); член Белорусского союза музыкальных деятелей. Тема
диссертации: «Американский музыкальный минимализм в художественной
культуре второй половины ХХ века» (Минск, БГАМ, 2005).
4) Патлатая (Жигалова) Елена Владимировна, кандидат
социологических наук (2000). Живет и работает в Чехии. Тема диссертации:
«Теоретические и методологические подходы» (Минск, Бел. гос. ун-т, 1999).
5) Барановская Татьяна Григорьевна, кандидат философских наук
(2003), доцент, зам. декана по науке факультета дизайна и искусств
Гродненского государственного университета им. Я.Купалы. Тема
диссертации: «Музыка в мировоззрении А.Ф.Лосева: культурологический
анализ» (Гродно, ГрГУ им. Я.Купалы, 2003).
6) Можейко Людмила Михайловна, кандидат философских наук,
доцент, зав кафедрой «Музыкальное искусство» факультета дизайна и
искусств Гродненского государственного университета им. Я.Купалы. Тема
диссертации: «Новое религиозное сознание в социокультурном контексте
трансформирующегося общества» ((Гродно, ГрГУ им. Я. Купалы, 2004).
7) Дожина Наталья Ивановна,кандидат искусствоведения, доцент, зав.
кафедрой теории музыки и музыкального образования Белорусского
государственного университета культуры и искусств. Тема диссертации:
«Певческая книга Октоих старообрядческой ветковской традиции» (Минск,
БГАМ, 2006).
8) Боровик Полина Анатольевна, кандидат искусствоведения. Тема
диссертации: «Новая русская музыкальная школа М. А. Балакирева как
историко-культурный феномен» (Минск, БГАМ, 2008).

9) Лойко Ольга Брониславовна, кандидат искусствоведения.
Преподаватель кафедры теории музыки и музыкального образования
Белорусского государственного университета культуры и искусств. Тема
диссертации: «Функциональная организация музыкальной формы в условиях
репетитивной техники: (на примере произведений А.Пярта, В.Мартынова,
Н.Корндорфа, Г.Пелециса)» (Минск, БГАМ, 2016).
10) Емельянова Мария Эдвардовна. Защищена диссертация на тему:
«Музыкальная культура Ленинграда 1930 – середины 1950-х годов в
творческой биографии Г.В.Свиридова» (кандидат исторических наук,
специальность 07.00.02 – Отечественная история) (Санкт-Петербургский
государственный университет, 2018).