Профилактика буллинга

Буллинг — травля одного человека другим, агрессивное преследование
одного ребенка другими детьми. Проявляется во всех возрастных и
социальных группах. В сложных случаях может принять некоторые черты
групповой преступности.

Существуют следующие виды буллинга:

  • Физический буллинг– применение физической силы по отношению к
    ребенку, в результате чего возможны телесные повреждения и физические
    травмы (избиение, побои, толчки, шлепки, удары, подзатыльники). В
    крайних случаях применяется оружие, например, нож. Такое поведение чаще
    встречается среди мальчиков, чем у девочек.
  • Психологический буллинг– насилие, связанное с действием на психику,
    наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или
    угроз, которыми умышленно причиняется эмоциональная неуверенность.

В ситуации травли всегда есть:
“Агрессор” – человек, который преследует и запугивает жертву.
“Жертва” – человек, который подвергается агрессии.
“Защитник” – человек, находящийся на стороне жертвы и пытающийся
оградить её от агрессии.
«Агрессята» – люди, участвующие в травле, начатой агрессором.
“Сторонники” – люди, находящиеся на стороне агрессора, непосредственно
не участвующий в издевательствах, но и не препятствующий им.
“Наблюдатель”– человек, знающий о деталях агрессивного взаимодействия,
издевательств, но соблюдающий нейтралитет.

Типичные черты обучающихся, склонных становиться “агрессорами”
буллинга:

  • испытывают сильную потребность господствовать и подчинять себе других
    учащихся, добиваясь таким путем своих целей;
  • импульсивны и легко приходят в ярость;
  • часто вызывающе и агрессивно ведут себя по отношению к взрослым,
    включая родителей и преподавателей;
  • не испытывают сочувствия к своим жертвам;
  • если это мальчики, они обычно физически сильнее других мальчиков;
  • дети, воспитывающиеся в семьях с авторитарным, жестким воспитанием.
    Будучи запуганными и забитыми дома, они пытаются выплеснуть
    подавленные гнев и страх на более слабых сверстников;
  • дети, воспитывающиеся в семьях с низким уровнем эмоционального тепла и
    поддержки (например, сироты в опекунских семьях и т.п.).
    Важно отметить, что не всегда обидчики хотят своим поведением
    принести вред своей жертве. У них могут быть свои цели:
    почувствовать свою силу, повлиять на ситуацию, сформировать
    значимые для себя черты характера.

    “Жертвой” буллинга обычно становятся те дети, которые слабее или
    чем-либо отличаются от других.

    Признаки буллинга:
  • кого-то зажимают в углу помещения, а когда взрослый подходит к группке
    детей они замолкают, разбегаются, резко меняют деятельность (могут обнять
    “жертву”, как будто все в порядке);
  • школьные принадлежности ребенка (учебники, тетради, личные вещи)
    часто бывают разбросаны по классу или спрятаны;
  • на уроках учащийся ведет себя скрытно, боязливо, когда отвечает, а в
    классе/группе начинают распространяться смех, шум, помехи, комментарии;
  • учащегося постоянно оскорбляют, дразнят, дают обидные прозвища;
  • во время перемены, в столовой ребенок держится в стороне от других
    учащихся, скрывается, убегает от сверстников, старается находиться
    недалеко взрослых;
  • на других детей ребенок реагирует глупой улыбкой, старается отшутиться,
    убежать;
  • ребенок может быть растерянным, трястись от испуга, страха, плакать;
  • признаки насилия на теле или лице (синяки, ссадины, порезы, бледное или
    красное лицо);
  • один из учащихся не выбирается другими во время групповых занятий, то
    есть находиться в изоляции;
  • дети после уроков не расходятся, а кого-то ждут около учебного заведения.
    Технология реагирования на выявленные или установленные факты
    буллинга:
  • При установлении факта либо подозрение на существование ситуации
    буллирования преподаватель сообщает о сложившейся ситуации
    представителю администрации.
  • Администрация, совместно с социально-психологической службой
    принимает решение о неотложности реагирования на выявленный факт
    агрессии.
  • Непосредственная работа с жертвами и преследователями.
    В случае возникновения в группе буллинга необходимо:
  • Оставаться спокойным и контролировать ситуацию в случае обнаружения
    буллинга в коллективе;
  • Отнестись к случаю или к рассказу о буллинге серьезно;
  • Оказать поддержку потерпевшему;
  • Показать обидчику (агрессору, буллеру) своё отношение к ситуации;
  • Дать возможность оценить ситуацию обидчику с точки зрения
    потерпевшего (т.е. поставить себя на место жертвы).