Социально-психологические аспекты адаптации первокурсников в УО «Гродненский государственный музыкальный колледж».

       Человек на протяжении всей своей жизни меняет множество социальных ролей, одной из которых может быть роль учащегося. Молодой человек, принимая на себя эту роль, одновременно становится членом группы, которая влияет на его самовосприятие, самосознание и общее развитие.

       Поэтому очень важен период знакомства, период диффузной группы для адаптации студента – первокурсника к условиям колледжа, новой роли и коллективу.

       Успешность адаптации будет обеспечена лишь в том случае, если ученическая группа будет являться сферой реализации потребностей и стремлений личности, служить раскрытию индивидуальности, самоопределению. Для того чтобы это стало возможным, каждый член группы должен пройти систему элементов межличностного познания: восприятие внешних признаков и соотношение их с личностными характеристиками, с интерпретацией поступков. Это поможет создать положительную морально – психологическую атмосферу коллектива, смягчить адаптацию, сплотить коллектив, объединив его на двух уровнях: в сфере учебных и внутренних, психологических взаимоотношениях.
               В психологии выделяется 4 типа адаптации: профессиональная (учебная), общественная, межличностная и личностная.

      Учебная адаптация составляет первичный тип адаптации и непосредственно зависит от организации условий учебного процесса. Качественную характеристику учебной адаптации определяет взаимодействие студента и преподавателя. Учебная адаптация имеет свое инструментальное выражение в способах учебной деятельности.

      Для общественной адаптации важную роль играет включение субъекта в различные формы коллективного действия.

     Межличностная адаптация представляет собой овладение системой коммуникации, традициями и ценностями коллектива, успешность овладения которыми проявляется в появлении чувства общности, высоком социальном статусе, легкости вступления в межличностные контакты.

    Личностная адаптация предполагает включение в смысловую структуру развития человека задач профессионального роста. Субъективно личностная адаптированность переживается как осознанное стремление к профессиональному совершенству.

Проблема дезадаптации первокурстников.

     Полярным адаптации и, по существу, деструктивным является процесс дезадаптации личности.

   Дезадаптация (лат. de(s) adaptatio) — невозможность адаптироваться к текущим условиям, изменяющимся отношениям, ситуациям, возможностям. Это понятие определяет любые затруднения, нарушения, отклонения, возникающие у человека в новых условиях. Дезадаптирующим можно называть такой ход внутрипсихических процессов и поведения, который приводит не к разрешению проблемной ситуации, а к ее усугублению, к усилению трудностей и тех неприятных переживаний, которые она вызывает. Обычно сопровождается вегетативными и невротическими реакциями.

     Дезадаптация, как правило, проявляется в виде затруднений в учебе, в межличностных контактах, в повышенной тревожности, негативных эмоциях, депрессивном состоянии, утомляемости и т.д. то есть, в различных нервно-психических расстройствах ранее здоровых людей.

      Выделяется 4 основных механизма возникновения процесса дезадаптации:

1. избыточная информационная нагрузка и неправильная организация режима учебной деятельности;
2. неэтичное поведение педагогов по отношению к студентам;

3. предрасположенность молодого человека к отклоняющемуся поведению. Эта предрасположенность может быть результатом родовых травм, отягощенной наследственности, слабой нервной системы и т.д.;

4. акцентуация характера, которая возникает в условиях противоречивых требований к ребенку, когда одно требование исключает другое. Такие противоречивые ситуации порождают необходимость использования некоторых форм психологической защиты, частое использование которых и приводит к формированию акцентуаций характера.

Формы работы с учащимися в нашем учреждении образования в рамках адаптации первокурсников.

На первоначальном этапе адаптации в нашем колледже были организованы адаптационные занятия с учащимися 1-ого курса, с целью знакомства друг с другом, создания благоприятной атмосферы в коллективе, наблюдения за межличностными особенностями первокурсников.

Каждую неделю организованы групповые консультации с учащимися 1-ого курса в течение первого семестра. Цель таких встреч: знакомство учащихся со специалистами СППС, изучение индивидуально-личностных особенностей учащихся и групповых процессов в группе, проведение групповой психодиагностики. На таких встречах проводятся психологические игры и упражнения, тестирование, беседы, дискуссии, рисование плакатов на заданные темы.

По результатам диагностики разрабатываются индивидуальные рекомендации каждому куратору. Составляются индивидуальные личностные профили на учащихся  и оценка морально-психологического климата в коллективе. Кураторы используют полученные рекомендации и психологические данные в целях повышения качества учебно-воспитательного процесса, профилактики дезадаптации и кризисных состояний среди учащихся, формирования позитивной мотивации в образовательной среде.

По выявленным проблемам педагог-психолог проводит повторную диагностику (при необходимости) и индивидуальную консультацию  с целью определения необходимости проведения психологической коррекции.

        Таким образом, многогранность адаптации связана и с неоднозначной социальной значимостью тех или иных компонентов социальной среды или протекающих в ней социальных процессов. Поэтому даже у конкретного первокурсника его адаптация к учебному процессу, к новым формам культурно-досуговой деятельности, к особенностям студенческой жизни (особенно – для проживающих в общежитии или на частной квартире), к новому коллективу (группе, специальности) будет идти разными темпами и завершаться не одновременно.

 Подготовила:  педагог-психолог Н.А.Марук