Профилактика буллинга
Буллинг — травля одного человека другим, агрессивное преследование
одного ребенка другими детьми. Проявляется во всех возрастных и
социальных группах. В сложных случаях может принять некоторые черты
групповой преступности.
Существуют следующие виды буллинга:
- Физический буллинг– применение физической силы по отношению к
ребенку, в результате чего возможны телесные повреждения и физические
травмы (избиение, побои, толчки, шлепки, удары, подзатыльники). В
крайних случаях применяется оружие, например, нож. Такое поведение чаще
встречается среди мальчиков, чем у девочек. - Психологический буллинг– насилие, связанное с действием на психику,
наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или
угроз, которыми умышленно причиняется эмоциональная неуверенность.
В ситуации травли всегда есть:
“Агрессор” – человек, который преследует и запугивает жертву.
“Жертва” – человек, который подвергается агрессии.
“Защитник” – человек, находящийся на стороне жертвы и пытающийся
оградить её от агрессии.
«Агрессята» – люди, участвующие в травле, начатой агрессором.
“Сторонники” – люди, находящиеся на стороне агрессора, непосредственно
не участвующий в издевательствах, но и не препятствующий им.
“Наблюдатель”– человек, знающий о деталях агрессивного взаимодействия,
издевательств, но соблюдающий нейтралитет.
Типичные черты обучающихся, склонных становиться “агрессорами”
буллинга:
- испытывают сильную потребность господствовать и подчинять себе других
учащихся, добиваясь таким путем своих целей; - импульсивны и легко приходят в ярость;
- часто вызывающе и агрессивно ведут себя по отношению к взрослым,
включая родителей и преподавателей; - не испытывают сочувствия к своим жертвам;
- если это мальчики, они обычно физически сильнее других мальчиков;
- дети, воспитывающиеся в семьях с авторитарным, жестким воспитанием.
Будучи запуганными и забитыми дома, они пытаются выплеснуть
подавленные гнев и страх на более слабых сверстников; - дети, воспитывающиеся в семьях с низким уровнем эмоционального тепла и
поддержки (например, сироты в опекунских семьях и т.п.).
Важно отметить, что не всегда обидчики хотят своим поведением
принести вред своей жертве. У них могут быть свои цели:
почувствовать свою силу, повлиять на ситуацию, сформировать
значимые для себя черты характера.
“Жертвой” буллинга обычно становятся те дети, которые слабее или
чем-либо отличаются от других.
Признаки буллинга: - кого-то зажимают в углу помещения, а когда взрослый подходит к группке
детей они замолкают, разбегаются, резко меняют деятельность (могут обнять
“жертву”, как будто все в порядке); - школьные принадлежности ребенка (учебники, тетради, личные вещи)
часто бывают разбросаны по классу или спрятаны; - на уроках учащийся ведет себя скрытно, боязливо, когда отвечает, а в
классе/группе начинают распространяться смех, шум, помехи, комментарии; - учащегося постоянно оскорбляют, дразнят, дают обидные прозвища;
- во время перемены, в столовой ребенок держится в стороне от других
учащихся, скрывается, убегает от сверстников, старается находиться
недалеко взрослых; - на других детей ребенок реагирует глупой улыбкой, старается отшутиться,
убежать; - ребенок может быть растерянным, трястись от испуга, страха, плакать;
- признаки насилия на теле или лице (синяки, ссадины, порезы, бледное или
красное лицо); - один из учащихся не выбирается другими во время групповых занятий, то
есть находиться в изоляции; - дети после уроков не расходятся, а кого-то ждут около учебного заведения.
Технология реагирования на выявленные или установленные факты
буллинга: - При установлении факта либо подозрение на существование ситуации
буллирования преподаватель сообщает о сложившейся ситуации
представителю администрации. - Администрация, совместно с социально-психологической службой
принимает решение о неотложности реагирования на выявленный факт
агрессии. - Непосредственная работа с жертвами и преследователями.
В случае возникновения в группе буллинга необходимо: - Оставаться спокойным и контролировать ситуацию в случае обнаружения
буллинга в коллективе; - Отнестись к случаю или к рассказу о буллинге серьезно;
- Оказать поддержку потерпевшему;
- Показать обидчику (агрессору, буллеру) своё отношение к ситуации;
- Дать возможность оценить ситуацию обидчику с точки зрения
потерпевшего (т.е. поставить себя на место жертвы).