Как распознать буллинг. Признаки буллинга

  • Учащийся  на всех переменах один.
  • Ученик приходит в группу в потрепанном виде: разорванная, испачканная одежда, синяки, ссадины – следы драки.
  • Стал хуже учиться.
  • Стал хуже себя чувствовать (психосоматика).
  • С кем-то из учащихся никто не хочет сидеть.
  • Обидчивость и раздражительность
  • Грусть, печаль и неустойчивое настроение.
  • Мало говорит об одногруппниках, практически никого не упоминает.
  • Встает с утра с плохим настроением, если ему необходимо идти в колледж.
  • Радуется, если заболел.
  • Подросток  приходит из колледжа  взвинченным, нервным, с плохим настроением, очень долго не хочет разговаривать и не открывается: замыкается в себе и не желает отвечать на вопросы.
  • Иногда у него появляются ссадины, царапины, о происхождении которых он не «знает».
  • Крадет деньги у родителей (что раздавать).
  • Плохой сон и аппетит тоже могут свидетельствовать о наличии буллинга в отношении подростка.

Принципы профилактики буллинга в колледже

  • Помогают совместно созданные правила группы. Их можно выписать на отдельном плакате и повесить в группе. Но они не должны быть формальными. Группа и педагог постоянно мониторят их исполнение и обсуждают, что еще нужно сделать, чтобы группа стала более  сплоченной.
  • Если что-то испортило репутацию ребёнка, нужно приложить силы, чтобы поднять авторитет, показать его в выгодном свете.
  • Нельзя затягивать с мерами пресечения любых насмешек над слабостями одногруппников, презрительных замечаний в их адрес.
  • Дать проявиться детям (особенно непопулярным) в их дарах, помочь увидеть коллективу их полезность и ценность для всего коллектива.
  • Не допускать при всей группе оценивать и обсуждать неблагополучные и личные качества студента.
  • Объединять группу совместными мероприятиями: поездки, участие в мероприятиях, часы общения, экскурсии, прогулки..
  • Нельзя сравнивать способности между учащимися.

Формирование у учащихся конструктивного поведения на случай боулинга в их адрес

Студенты должны уметь и быть готовы: рассказать о случае буллинга своим родителям, либо взрослым, которым они доверяют, например, куратору, психологу, воспитателю и т.п.; вести себя уверенно; искать друзей среди сверстниковв; избегать ситуаций, в которых возможен буллинг; заниматься методично и последовательно восстановлением своей самооценки с помощью специалиста, если нужно; быть настойчивым (хотя бы внешне); не надеяться (мечтать) отомстить с помощью еще большей жестокости.

Неэффективные методы преодоления буллинга (что не надо делать)

  • Перекладывать всю ответственность на психолога
  • Переадресовать проблему родителям
  • Провести мероприятие, акцию – вообще что — либо единовременное и краткосрочное
  • Рекомендовать жертве не обращать внимания 
  • Неэффективный вызов жалости,
  • Определение проблемы травли как личной проблемы жертвы,
  • Долгие объяснения случившегося,
  • Признание правомерности правил игры «бей или ударят», обвинения или наказания.

Эффективные методы включают:

  • Влияние на агрессора извне. После 12 лет моральные убеждения уже сформировались, и их будет не так просто изменить. Личность и авторитет взрослого отходят на второй план, а на первый выходит рефферентная группа ровесников. Поэтому действовать придется тонко, исподволь формируя общественное мнение.
  • Привлечение авторитетного союзника. Сначала надо попробовать переубедить, объяснить недопустимость и неэффективность буллинга. Разговаривать с группой должен авторитетный для детей педагог или взрослый, потому что здесь все зависит от силы убеждения и внутренней веры в то, что говорится. Иначе все пролетит мимо ушей. Студенты должны уважать этого человека, прислушиваться к нему.

Действия педагогов!!!!

  • Не игнорировать, не преуменьшать значение. Если в колледже пришли к общему пониманию и соглашению о том, что буллинг является проявлением насилия, то тогда даже у тех, кто не является прямыми участниками, повышается восприимчивость к ситуациям буллинга и появляется способность адекватно реагировать. 
  • Занять позицию. Если педагогу  стало известно о случае буллинга, или он стал свидетелем такого случая, он должен занять ясную и недвусмысленную позицию и попытаться добиться того, чтобы по меньшей мере «наблюдатели», а по возможности и сам буллер также изменили свою позицию в отношении происходящего, а также объяснить им, каковы психологические последствия для жертвы в этой ситуации. 
  • Разговор с группой. Обсудить  в  группе случай буллинга. Такой разговор лишит ситуацию насилия покрова «тайны», сделает ее явной для всех, поможет разрешить конфликтную ситуацию, вместе обсудить имеющиеся правила против боулинга или выработать новые. При этом активно используется потенциал тех учащихся, которые ведут себя позитивно. Педагогический коллектив должен знать о случае боулинга и взять ситуацию под контроль. В особо трудных случаях необходимо обратиться за помощью извне, например, в комиссию по делам несовершеннолетних, СПЦ. 
  • Пригласить родителей для беседы. Если буулинг имеет место в, то особенно важно как можно раньше привлечь родителей, обсудить с ними тревожные сигналы, свидетельствующие о буллинге, и какими могут и должны быть стратегии реагирования.

План беседы с учащимися  должен содержать такие ключевые моменты:

  1. Прямота. Называем проблему своим именем — это травля, гнобление. Не стоит ходить вокруг да около, дети этого не любят. Объясните, что травля — это проблема группы, а не конкретного человека. Насилие похоже на инфекционную болезнь, которой заболел коллектив, и нужно всем заботиться о здоровье внутри их группы. Отношения стоит содержать в чистоте так же, как лицо и одежду.
  2. Смена ролей. Приведите пример таким образом, чтобы каждый почувствовал себя на месте жертвы. Этот метод можно применить наедине с агрессором или с учителями, если они не понимают серьезности происходящего: «Представь себе, что ты заходишь в группу, здороваешься, а от тебя все отворачиваются, что ты почувствуешь?» Объясните, что люди разные, и у каждого человека имеются особенности, которые могут раздражать других.
  3. Помощь специалиста. Пригласите психолога, чтобы провел специальные психологические игры, дающие возможность почувствовать себя на месте жертвы и осознать недопустимость буллинга.

Наиболее распространенные акты буллинга:

• негативные разговоры о ком-то за его за спиной

• распространение слухов и лживых сведений

• обзывание и придумывание обидных прозвищ

• выставление в смешном виде

• унижающие и обесценивающие взгляды и жесты

• передразнивание

• объявление глупым («дураком»)

• не позволение сказать свое слово, ответить

• байкот

• необоснованные обвинения

• пинки, удары

• шантаж, вымогательство

Прямой, активный буллинг

Основные действия:

• дразнить

• угрожать

• обесценивать

• оскорблять

• унижать

• компрометировать

• преследовать, причинять неприятности, мучить

Непрямой, пассивный буллинг

Основные действия:

• изолировать

• вредить репутации

• распространять слухи

• отбирать личные вещи и портить их

Особо жестокий буллинг

Физическое насилие, заставляющее жертву страдать

• Деяния, граничащие с уголовно наказуемыми

Вот факторы, которые могут спровоцировать развитие буллинга среди подростков:

— гиперопека и равнодушие со стороны взрослых;

— желание доминировать над другими;

— внутрисемейные конфликты;

— завышенные требования к успеваемости, которые не всегда соответствуют способностям и возможностям ребенка;

— прогулы и слабая успеваемость в школе;

— низкий социальный статус семьи;

— желание сохранить статус в группе и соответствовать членам группы;

— внутриличностная агрессивность учащегося, зависящая от индивидуальных особенностей;

— высокая импульсивность;

— неадекватная заниженная самооценка;

— сниженное чувство самосохранения у ребенка;

— низкий уровень воспитания ребенка;

— смена воспитателей в лице мачехи или отчима, появление второго ребенка в семье;

— злоупотребление компьютерными играми, курением, алкоголем или наркотиками;

—  ранняя судимость;

— семейное и сексуальное насилие;

— ранние сексуальные контакты.

Как правило, в буллинге принимают участие несколько действующих лиц:

  1. Жертвы буллинга.
  2. Булли (буллеры, обидчики, агрессоры или организаторы травли).

Любой подросток может стать жертвой школьного террора или быть изгоем. Больший риск стать жертвой агрессора для тех детей, которые не уверены в себе, тревожны, и для тех детей, у которых нет друзей в коллективе. Такие дети склонны видеть весь мир полный опасностей, в котором они сами не способны повлиять на ситуацию. Жертвы часто имеют нарушения здоровья, симптомы депрессивного состояния или апатии, склонны к совершению суицидальных попыток.

К булли можно отнести преследователей, которые действуют по указке более сильных агрессоров. Преследователи часто имеют низкую успеваемость, употребляют табак и алкоголь, прогуливают занятия, устраивают драки, либо совершают кражи.

Часто булли становятся дети:

— из конфликтных семей

— с низкой успеваемостью

— с низкой устойчивостью к стрессам

— из властных и авторитарных семей

— из семей, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни

Для булли характерны: завышенная самооценка, склонность ко лжи или жульничеству, враждебность, эмоциональная неустойчивость, раздражительность и импульсивность, отсутствие коммуникативных навыков при внешнем соблюдении общепринятых норм и правил.

Часто к булли присоединяется группа преследователей, с которыми булли осуществляет свою агрессию.  

Преследователями и помощниками булли становятся:

— несамостоятельные, безынициативные подростки, легко поддающиеся влиянию окружающих

— подростки, которые всегда стремятся следовать правилам и нормам (они очень прилежные и законопослушные)

— подростки, не склонные признавать свою ответственность за происходящее (чаще виноватыми считают других)

— дети, подверженные жесткому контролю со стороны старших (с применением физических наказаний)

— подростки, не умеющие ставить себя на место других

— трусливые и озлобленные подростки.

Если Ваш  ребенок оказался жертвой буллинга, родители должны:

1.     Понять истинную причину происшедшего с ним.

2.     Убедиться, что ваш ребенок действительно стал жертвой  буллинга.

3.     Сообщить об этом куратору или администрации, СППС.

4.     Сообща найти пути выхода из сложившейся ситуации.

5.     Ни в коем случае не игнорировать случившееся с ребенком и не пускать все на самотек.

Подготовила: педагог-психолог Н.А. Марук