Памятка для кураторов учебных групп

С момента поступления в колледж со студентами должна вестись интенсивная работа, т.к. именно первый семестр имеет важное значение для адаптации к обучению в УО. Изменяется обстановка, привычный уклад жизни, круг общения молодого человека. Поэтому задача куратора, воспитателя общежития, и других участников учебно-воспитательного процесса состоит в том, чтобы помочь студенту освоиться в колледже и преодолеть проблемы, связанные с периодом адаптации. 

Цель куратора – помочь студенту преодолеть трудный жизненный период и содействовать его адаптации в колледже. Для ведения успешной работы со студентами куратор должен быть корректен, толерантен (терпим) и эмоционально устойчив. Он должен быть готов к первоначальному недоверию со стороны студента и уметь это недоверие преодолеть. Куратор должен занимать активную педагогическую позицию. Ведь зачастую студенты занимают «пассивную» позицию и ожидать инициативы от них не приходится. Поэтому куратору необходимо первым идти на контакт и самому стараться вовлечь студента в разного рода общеколледжные мероприятия или студенческие инициативы (иногда стоит просто привести студента туда «за руку»). С другой стороны, не стоит быть слишком навязчивым и держать его «под колпаком», т.к. студенчество — это особое социально-духовное состояние молодого человека, и слишком сильное посягательство на его свободу может иметь негативные последствия. 

Важным этапом в работе со студентами-первокурсниками будет проведение первичной беседы, цель которой – сбор информации для определения направления и стратегии социально-педагогической работы. Правила проведения беседы состоят из нескольких пунктов:

1. Беседа должна происходить в комфортной обстановке и при наличии достаточного количества свободного времени как со стороны куратора так и со стороны студента.

  • В начале беседы следует  выяснить общее эмоциональное состояние студента, узнать о его первых впечатлениях от учебы в университете, о нынешнем социальном положении (поддерживает ли контакт с родителями, родственниками), после — спросить о трудностях и проблемах настоящего времени (особенности взаимодействия в группе, в общежитии, с преподавателями).

       3. Ответить на возможные  вопросы студента. При необходимости ознакомить студента с подробной информацией о правилах, установленных в университете, об общественных организациях, функционирующих в университете.

Примерная программа изучения студента:

  1. Общие сведения о студенте:
  2. семейное положение;
  3. где и кем работают родители;
  4. состояние здоровья студента;
  5. Общий уровень развития студента:
  6. физическое, интеллектуальное развитие;
  7. отношение к учебе, успеваемость студента;
  8. отношение к физическому труду;
  9. уровень дисциплины;
  10. интересы и склонности.
  11. Общественная работа студента:
  12. участие в общественной жизни школы, характер выполнения общественной работы;
  13. место студента в коллективе группы.
  14. Основные черты личности студента:
  15. моральные качества;
  16. волевые черты характера;
  17. особенности темперамента студента и его психических процессов.

При этом одним из главных принципов, которым должен руководствоваться куратор учебной группы в работе со студентами, является принцип «Не навреди».

По возможности каждый студент должен чувствовать себя полноценным членом студенческого коллектива. Поэтому:

1. Осуществлять контроль и содействовать в делах студенту стоит ненавязчиво и незаметно;

2. Не стоит акцентировать внимание на социальном статусе некоторых студентов.

       Необходимо помнить, что одна из главных целей социально-педагогического процесса состоит в том, чтобы воспитать самостоятельного и ответственного человека, способного в будущем самостоятельно разрешать возникающие перед ним проблемы. Поэтому контроль и наблюдение за учебной и общественной жизнью студентов должен идти по убывающей – с каждым курсом они должны быть все менее заметными, давая простор целенаправленной активности молодого человека.

Алгоритм разрешения куратором проблем, возникающих в учебной группе

ПроблемаАлгоритм действийСовместная работа
Низкая успеваемость по одному из предметов-Выяснение причины неуспеваемости
— Координация совместной работы участников процесса по разрешению проблемы 
— Беседа с преподавателем 
— Беседа со студентом
— Беседа со старостой группы
— Консультация с психологом колледжа
— Информирование зам. директора по УР и ВР 
Низкая посещаемость занятий-Выяснение причины многочисленных пропусков 
— Координация работы с воспитателем общежития (контроль посещаемости)
— Контроль куратором посещаемости занятий студентом
— Информирование родителей студента 
— Беседа со старостой группы;
— Беседа со студентом
— Беседа с педагогом социальным
— Информирование зам. директора по воспитательной работе
   
Низкая академическая успеваемость по всем предметам— Выяснение причины неуспеваемости
— Консультация с психологом
— Координация работы с воспитателем общежития (контроль самоподготовки) 
— Информирование родителей студента 
— Беседа со студентом 
— Беседа с преподавателями
— Беседа со старостой
— Беседа с психологом
— Беседа с зам. директора по УР и ВР 
Конфликт в учебной группе (ситуативного характера)— Беседа со сторонами –
 участниками конфликта 
 — Участие в урегулировании отношений по примирению сторон, достижение компромисса 
— Консультация у психолога колледжа
— Беседа с педагогом социальным
Систематические конфликты в учебной группе— Сбор информации о конфликте
— Консультация у психолога
— Проведение внеочередного кураторского часа с участием психолога
— Беседа со старостой;
— Беседа с зам. директора по   воспитательной работе
— Беседа с педагогом социальным
— Беседа с психологом колледжа (по результатам
диагностических исследований, консультации, кураторские часы, тренинги) 
У студента — проблемы (конфликт) в общежитии— Посещение общежития
— Сбор информации
— Участие в урегулировании конфликта и достижение компромисса
-Беседа с воспитателем общежития; 
— Беседа с участниками конфликта
— Беседа с психологом
— Беседа с зам. директора  по воспитательной работе 
Совершение правонарушения студентом— Сбор информации
— Информирование родителей студента
— Работа Совета профилактики
— Беседа со студентом
— Беседа со старостой
— Беседа с зам. директора  по воспитательной работе
— Беседа с педагогом  социальным

Подготовила:  педагог-психолог Н.А.Марук