Памятка для кураторов учебных групп
С момента поступления в колледж со студентами должна вестись интенсивная работа, т.к. именно первый семестр имеет важное значение для адаптации к обучению в УО. Изменяется обстановка, привычный уклад жизни, круг общения молодого человека. Поэтому задача куратора, воспитателя общежития, и других участников учебно-воспитательного процесса состоит в том, чтобы помочь студенту освоиться в колледже и преодолеть проблемы, связанные с периодом адаптации.
Цель куратора – помочь студенту преодолеть трудный жизненный период и содействовать его адаптации в колледже. Для ведения успешной работы со студентами куратор должен быть корректен, толерантен (терпим) и эмоционально устойчив. Он должен быть готов к первоначальному недоверию со стороны студента и уметь это недоверие преодолеть. Куратор должен занимать активную педагогическую позицию. Ведь зачастую студенты занимают «пассивную» позицию и ожидать инициативы от них не приходится. Поэтому куратору необходимо первым идти на контакт и самому стараться вовлечь студента в разного рода общеколледжные мероприятия или студенческие инициативы (иногда стоит просто привести студента туда «за руку»). С другой стороны, не стоит быть слишком навязчивым и держать его «под колпаком», т.к. студенчество — это особое социально-духовное состояние молодого человека, и слишком сильное посягательство на его свободу может иметь негативные последствия.
Важным этапом в работе со студентами-первокурсниками будет проведение первичной беседы, цель которой – сбор информации для определения направления и стратегии социально-педагогической работы. Правила проведения беседы состоят из нескольких пунктов:
1. Беседа должна происходить в комфортной обстановке и при наличии достаточного количества свободного времени как со стороны куратора так и со стороны студента.
- В начале беседы следует выяснить общее эмоциональное состояние студента, узнать о его первых впечатлениях от учебы в университете, о нынешнем социальном положении (поддерживает ли контакт с родителями, родственниками), после — спросить о трудностях и проблемах настоящего времени (особенности взаимодействия в группе, в общежитии, с преподавателями).
3. Ответить на возможные вопросы студента. При необходимости ознакомить студента с подробной информацией о правилах, установленных в университете, об общественных организациях, функционирующих в университете.
Примерная программа изучения студента:
- Общие сведения о студенте:
- семейное положение;
- где и кем работают родители;
- состояние здоровья студента;
- Общий уровень развития студента:
- физическое, интеллектуальное развитие;
- отношение к учебе, успеваемость студента;
- отношение к физическому труду;
- уровень дисциплины;
- интересы и склонности.
- Общественная работа студента:
- участие в общественной жизни школы, характер выполнения общественной работы;
- место студента в коллективе группы.
- Основные черты личности студента:
- моральные качества;
- волевые черты характера;
- особенности темперамента студента и его психических процессов.
При этом одним из главных принципов, которым должен руководствоваться куратор учебной группы в работе со студентами, является принцип «Не навреди».
По возможности каждый студент должен чувствовать себя полноценным членом студенческого коллектива. Поэтому:
1. Осуществлять контроль и содействовать в делах студенту стоит ненавязчиво и незаметно;
2. Не стоит акцентировать внимание на социальном статусе некоторых студентов.
Необходимо помнить, что одна из главных целей социально-педагогического процесса состоит в том, чтобы воспитать самостоятельного и ответственного человека, способного в будущем самостоятельно разрешать возникающие перед ним проблемы. Поэтому контроль и наблюдение за учебной и общественной жизнью студентов должен идти по убывающей – с каждым курсом они должны быть все менее заметными, давая простор целенаправленной активности молодого человека.
Алгоритм разрешения куратором проблем, возникающих в учебной группе
Проблема | Алгоритм действий | Совместная работа |
Низкая успеваемость по одному из предметов | -Выяснение причины неуспеваемости — Координация совместной работы участников процесса по разрешению проблемы | — Беседа с преподавателем — Беседа со студентом — Беседа со старостой группы — Консультация с психологом колледжа — Информирование зам. директора по УР и ВР |
Низкая посещаемость занятий | -Выяснение причины многочисленных пропусков — Координация работы с воспитателем общежития (контроль посещаемости) — Контроль куратором посещаемости занятий студентом — Информирование родителей студента | — Беседа со старостой группы; — Беседа со студентом — Беседа с педагогом социальным — Информирование зам. директора по воспитательной работе |
Низкая академическая успеваемость по всем предметам | — Выяснение причины неуспеваемости — Консультация с психологом — Координация работы с воспитателем общежития (контроль самоподготовки) — Информирование родителей студента | — Беседа со студентом — Беседа с преподавателями — Беседа со старостой — Беседа с психологом — Беседа с зам. директора по УР и ВР |
Конфликт в учебной группе (ситуативного характера) | — Беседа со сторонами – участниками конфликта — Участие в урегулировании отношений по примирению сторон, достижение компромисса | — Консультация у психолога колледжа — Беседа с педагогом социальным |
Систематические конфликты в учебной группе | — Сбор информации о конфликте — Консультация у психолога — Проведение внеочередного кураторского часа с участием психолога | — Беседа со старостой; — Беседа с зам. директора по воспитательной работе — Беседа с педагогом социальным — Беседа с психологом колледжа (по результатам диагностических исследований, консультации, кураторские часы, тренинги) |
У студента — проблемы (конфликт) в общежитии | — Посещение общежития — Сбор информации — Участие в урегулировании конфликта и достижение компромисса | -Беседа с воспитателем общежития; — Беседа с участниками конфликта — Беседа с психологом — Беседа с зам. директора по воспитательной работе |
Совершение правонарушения студентом | — Сбор информации — Информирование родителей студента — Работа Совета профилактики | — Беседа со студентом — Беседа со старостой — Беседа с зам. директора по воспитательной работе — Беседа с педагогом социальным |
Подготовила: педагог-психолог Н.А.Марук