Консультация для родителей: «Подросток и «плохие компании»».

Как показывает практика, далеко не всегда жизненные приоритеты и нравственные ценности, имеющие место в семье, преобладают при выборе подростком круга общения.

Коммуникативные навыки одни из самых важных, которые необходимы подростку во взрослой жизни. Не научившись самостоятельно оценивать людей и разбираться в них, подросток во взрослой жизни может оказаться беспомощным.

Задача родителей, стремящихся уберечь ребенка от «дурной компании» — не оберегать его от «плохих» друзей, не запрещать ему общаться с тем или иным сверстником, а изначально сформировать у ребенка устойчивое представление о положительных и отрицательных качествах личности, научить его руководствоваться в выборе друзей позитивными принципами.

С самого раннего возраста интересуйтесь мнением ребенка, цените и уважайте его. Это в какой-то степени может гарантировать, что, повзрослев, он ответит вам тем же.

Что же делать в том случае, если эти главные моменты в жизни безвозвратно упущены, и ребенок все же попал в дурную компанию. Ни в коем случае не следует применять насильственных методов:

  • категорически запрещать подростку встречаться с друзьями,
  • запирать его дома,
  • переводить в другую школу,
  • применять физические методы наказания.

Ниже приводится несколько советов, которые, возможно, помогут вам:

  1. Досконально разберитесь в ситуации. Вы не можете судить о людях, которых не знаете лично, поэтому, прежде чем высказать свое мнение, постарайтесь составить личное и объективное суждение о компании, в которой вращается сын или дочь.
  2. Даже если в глубине души вы на сто процентов уверены в том, что новые приятели вашего сына или дочери не обладают положительными качествами, никогда не судите априори и не показывайте ребенку, что ваше мнение может оказаться предвзятым.
  3. Начните с заочного знакомства. Выбрав удобный момент, просто поговорите с подростком о том, чем он занимается в свободное время, с кем его проводит. Попросите рассказать его о новых друзьях и прислушайтесь к его мнению.
  4. Постарайтесь узнать новых друзей своего ребенка ближе. К примеру, если ребенок заболел, попросите его позвонить приятелю и попросить прийти навестить его. В том случае, если у подростков есть какое-то общее увлечение, пусть они вместе посидят в вашем доме у телевизора или послушают вместе со старшим братом или отцом концерт рок группы. В каждом конкретном случае повод для знакомства все же можно найти.
  5. Только после того, как вы узнаете новых друзей своего ребенка ближе, можно начинать разговор о том,  следует или не следует ему с ними общаться. В этом случае можно мотивировать свои опасения по поводу друзей подростка. Однако делайте это, по возможности, деликатно, не забывая и о качествах, которые можно расценить как положительные.
  6. Следует акцентировать внимание на общей сущности явлений, как можно меньше детализировать. Внушите ребенку мысль о том, что вы пытаетесь оградить его не от конкретного человека, а от опасного явления, носителем которого этот человек является.
  7. Не ждите быстрого результата. Вряд ли после одной такой беседы ребенок полностью порвет с новыми приятелями.
  8. Постепенно и ненавязчиво предложите равноценную замену – переключите внимание ребенка на других людей.
  9. Постарайтесь ввести подростка в новое окружение, предложив ему пойти позаниматься в тренажерный или спортивный зал. Используйте свои знания об интересах и увлечениях, о внутреннем мире подростка. Попробуйте помочь подростку «реанимировать» старую дружбу, если, конечно, это его заинтересует. В любом случае, пытаясь скорректировать круг друзей подростка, ни в коем случае ничего ему не навязывайте.
  10. Постарайтесь сделать так, чтобы инициатива к новой дружбе, к завязыванию новых знакомств исходила лично от него; не дайте ему почувствовать, что вы им «руководите».
  11. На какое-то время замените ребенку компанию друзей – отложив все дела, поступившись личными пристрастиями, попытайтесь стать его другом, жить его интересами, увлечениями, разделить его надежды, его переживания. До тех пор, пока он не найдет себе приличных приятелей.

Педагог-психолог Н.А.Марук